«Безымянный третий» заметно отличается от двух предшествующих альбомов шотландского квартета. «Мы наконец-то прозвучали так, как нам всегда хотелось. Цель, к которой мы стремились с самого начала, достигнута», – заявили музыканты. Когда-то давно древние пифагорейцы предположили, что музыка является эффективным способом очищения души от страстей. Современная философия, развивая учение о катарсисе и рассуждая о сущности эстетического переживания, говорит не только об очищении от аффектов, но и об их возможной гармонизации, в том числе и с помощью музыки. Понимание эстетического катарсиса как гармонизации эмоциональных, психологических и физиологических аффектов, возможно, является ключом к пониманию последней записи SNOWBLOOD. Именно такой концептуально-философский подход к творчеству объясняет многие парадоксы альбома. Например, то, что самый тяжеловесный и мрачный опус группы, комбинирующий стилистические элементы экспериментал, краст, дум, сладж, блэк и авант-метал, воспринимается как глубокое и почти интимное лирическое переживание. Или то, что жесточайшие массированные инструментально-вокальные атаки, острые и резкие темповые маневры, экстремальное прохождение мелодико-гармонических каскадов проистекают в алогично умиротворяющем, обволакивающем и непривычно тихом звучании. Возникающее впечатление недоброкачественного сведения, однако, обманчиво. То, что поначалу выглядит мутным, глухо пульсирующим, нелепо бесформенным среднечастотным дум-дрон маревом, уже к середине альбома заметно меняется по объему, громкости и мощи звучания, в итоге приобретая масштаб космогонической акустической сферы, в причудливом переплетении планетарных взаимосвязей которой разобраться без навигационной карты крайне сложно. Но карта отсутствует. Ни на диске, ни в буклете, ни на внешнем картонном фолдере… нигде нет ни слова о том, кто, когда, как и почему задумал и реализовал эту загадочную архитектуру. Экспрессивные, стилистически и эмоционально разнородные вокализации Luke Devlin разбросаны буквально по всей чудовищной толще овердаб-слоев и, наряду с ударными, гитарами, эффект-дивайсами, синтезаторами, нойз-фидбэками, виолончелями (и, вполне возможно, другими инструментами), эффектно обогащают инструментальный арсенал David Tobin, Graham Young и Ewan Mackenzie (и, возможно, гостей). Есть, правда, буклет с лирикой песен – (читать обязательно!) четыре пронзительных текста в «белом» стихе являются практически единственной подсказкой, кому возведен этот эпический поэтическо-музыкальный колосс… Альбом великолепен в своем стремлении сломать сложившиеся клише современной пост-метал музыки, но крайне сложен для восприятия в силу пугающей перегруженности инновационными идеями. Возможно, чтобы понять, что сделали SNOWBLOOD, времени потребуется не меньше, чем ушло на то, чтобы этот альбом выпустить (CD-тираж: 500 экз.). P.S. «Новоприбывшим» не рекомендовал бы начинать знакомство с группой с этого альбома. Три релиза SNOWBLOOD желательно слушать последовательно, в хронологическом порядке.
Дискография: The Human Tragedy (2003, CD/LP); Being and Becoming (2005, CD/2LP); Snowblood (2009, CD)